Появление пивных пробок датируется XVII-XVIII веками, примерно в это же время человечество освоило изготовление стеклянной тары, что дало возможность хранить и перевозить жидкости.
Для пива требовались особые условия транспортировки, поскольку продолжавший брожение напиток выделял углекислый газ и стремился вытолкнуть удерживающую его пробку. Не менее важной задачей было сохранить вкусовые качества пива, имеющие особую ценность и, как известно, легко утрачиваемые при неправильном хранении.
Популярные в те времена резиновые или керамические пробки мало подходили для поставленных целей. Первые портили вкус, вторые не удерживались в горлышке бутылки. Так на свет появилась пивная пробка, которую вручную вырезали из коры деревьев, чаще всего испанского или алжирского дуба.
Новое изобретение было достаточно дорогим, но и со своей задачей справлялось отлично. Взаимодействуя с жидкостью, пробка разбухала и плотно перекрывала горлышко, создавая практически герметичную упаковку. Это позволяло уверенно хранить и перевозить пиво в течение нескольких дней, а большего срока по тем (не знавшим консервантов) временам и не требовалось. Для надежности пробку и горлышко бутылки дополнительно покрывали слоем сургуча или воска. А нуждающиеся в большей выдержке сорта пива закрывали пробкой, укрепляемой с помощью специального проволочного каркаса (по аналогии с винодельческими технологиями).
Кронен-пробка – прообраз современных пивных крышек
Настоящим прорывом в вопросе укупоривания пива стало изобретение кронен-пробки (Crown Cork), называемой также «коронообразной пробкой». Американец Уильям Пейнтер (William Painter, 1838-1906) запатентовал ее в 1892 году, но используемый им принцип обеспечения герметичности не претерпел изменений вплоть до нашего времени.
Новая крышка была одноразовой, недорогой, легкой в использовании. Она производилась из лакированной с двух сторон стали. Напоминающий корону (отсюда и название) гофрированный фланцевый край плотно прижимался к внешней поверхности горлышка, обеспечивая надежную и герметичную укупорку бутылки.
Внутренняя поверхность кронен-крышки выстилалась тонким слоем пробки или бумаги, этот вкладыш защищал металлическое дно от контакта с жидкостью.
Инновационность подхода заключалась в том, что отлично работавшая и дешевая пробка использовалась только один раз, затем выбрасывалась. Так возникла необходимость в постоянном производстве. Одновременно появились приспособления для открывания бутылок (обычные открывалки) и автоматы для обжимания пробок вокруг горлышка. Первые модели также были изобретены и запатентованы Пейнтером, что дало ему возможность организовать процветающий бизнес.
Новшество оказалось очень удачным и стало быстро завоевывать рынок. Кронен-пробки использовали для укупорки пива, набиравших популярность газированных напитков и других видов жидкостей.
Современные крышки для пива
Сегодня колпачки для бутылок производятся в больших масштабах. К ним предъявляются серьезные требования. Крышка должна защищать содержимое бутылки от проникновения газов, влаги и пара, обеспечивать герметичную укупорку. Кроме того, сам колпачок должен быть химически инертный, гипоаллергенный и нетоксичный.
Следует также учитывать, что пиво популярно в местах с различными климатическими условиями, поэтому перепады температур и изменения влажности могут создать дополнительные трудности для хранения напитка, следовательно, требования к колпачкам возрастают. Кроме того, они должны легко открываться, стоить недорого, иметь эстетичный вид и быть удобными в транспортировке.
Наличие перечисленных свойств обычно подтверждается сертификатами соответствия, выдаваемыми производителям компетентными организациями после проведения специальных исследований.
Разновидности колпачков для пива
В ходе эволюции колпачки образовали несколько подвидов. К наиболее известным относят tvist-off, навинчивающиеся на горлышко бутылки. В этой версии зубчики были заменены на вдавленную наискосок в бортик колпачка направляющую. Это дало возможность, во-первых, открывать бутылку без открывалки и, во-вторых, вновь закрывать бутылку, возвращая крышку на место.
Востребованы также кронен-крышки, изготовленные из алюминия. Этот мягкий материал мнется и рвется без особых усилий, поэтому открывать укупоренные такими крышками бутылки можно без применения специальных приспособлений (открывалок). Для самых нетерпеливых была изобретена пробка ring-pull, отличающаяся от предшественниц наличием удобного кольца для открывания.
Приход пластика
Современные колпачки для ПЭТ пришли вслед за появлением пластиковой тары. Они представляют собой навинчивающиеся на горлышко ПЭТ бутылок шапочки, которые, в отличие от одноразовых кронен-пробок, могут использоваться длительное время.
Первоначально пластиковые колпачки были однокомпонентными, то есть произведенными из однородного пластика. Позже появились двухкомпонентные, имеющие дополнительную внутреннюю прокладку из полилайнера. Нововведение позволяло лучше удерживать углекислый газ в бутылке, предохранять горлышко от последствий деформации, возникающей в процессе транспортировки.
Дополнительную надежность пластиковые колпачки получили благодаря появлению пластикового кольца, которое надевают на горлышко бутыли и точечно припаивают к крышке.
Все перечисленные достоинства пластиковых колпачков для пива напрямую зависят от качества пластика, из которого они изготовлены. Хороший пищевой пластик инертен, легко противостоит изменениям среды, устойчив к деформации. Он не окисляется и не изменяет вкуса пива.
Пивные колпачки и реклама
Долгое время пивные колпачки выполняли лишь свою изначальную функцию – обеспечивали надежное хранение напитка. Но однажды было решено использовать его поверхность в качестве места, на котором будет размещено наименование компании-производителя.
С тех пор пивные колпачки стали ареной рекламных кампаний, идеальным местом для размещения логотипов или сообщений об акциях. Очень быстро была задействована и внутренняя сторона, где можно найти информацию о выигрыше или о еще одной бесплатной бутылке пива.
Особое значение колпачки приобрели в борьбе с подделыванием пива. Специальное тиснение или выбитый фирменный знак производителя становились подтверждением подлинности напитка.
Эта новая роль пивных колпачков немедленно привлекла внимание коллекционеров, образовав огромное сообщество знатоков и ценителей этого вида продукции. Особо редкие экспонаты из коллекций являются предметом гордости, выставляются на специализированных аукционах и продаются по высоким ценам.